Александр I, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, Н. П. Рязанов. Полицентризм успешного проекта. Очерк - Владимир Залесский
- Категория: Проза / Русская современная проза
- Название: Александр I, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, Н. П. Рязанов. Полицентризм успешного проекта. Очерк
- Автор: Владимир Залесский
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Александр I, И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, Н. П. Рязанов
Полицентризм успешного проекта. Очерк
Владимир Владимирович Залесский
© Владимир Владимирович Залесский, 2017
ISBN 978-5-4483-6287-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1. А был ли Вашингтон? Краткое предисловие
Со дня завершения первой российской кругосветной экспедиции – кругосветных плаваний Крузенштерна и Лисянского – прошло почти 210 лет.
Об этой экспедиции написано довольно-таки много работ (списки литературы приведены, например, в книгах В. М. Пасецкого и И.И.Фирсова [Пасецкий В. М.] [Фирсов И. И.]).
Но, однако, известная и популярная тема имеет и «скользкие» фрагменты. Почему такие фрагменты существуют? Причины разные. Одна из причин – определенная «лояльность» того или иного автора к одному из кругосветных мореплавателей. Впрочем, и «равноудаленность» не всегда добавляет определенности, ясности, бесспорности.
Еще одна из причин – тенденция к «фикшионализации» (англ. fiction – художественная литература) первой российской кругосветной экспедиции. Вроде бы, автор пишет о реальных событиях, но – иногда, может быть, против его воли – герои становятся персонажами легенды или сказки, и читателям остается только разгадывать, как обстояли дела на самом деле.
Вроде бы никто не отрицает того, что Ю. Ф. Лисянский встречался с президентом США Дж. Вашингтоном.
Но вот открываем одну из книг для детей о И. Ф. Крузенштерне и читаем, что с президентом США Джорджем Вашингтоном встречался… Крузенштерн. О Ю. Ф. Лисянском в данном эпизоде книга вообще не упоминает.
Читаем насыщенные информацией, подробные книги Е. Л. Штейнберга и И. И. Фирсова: с президентом США Вашингтоном встречался Ю. Ф. Лисянский. Причем эта встреча произошла в ходе достаточно длительного многоэпизодного путешествия. И. Ф. Крузенштерн в качестве спутника Ю. Ф. Лисянского в этом путешествии по США не упоминается [Штейнберг Е. Л.] [Фирсов И. И.].
Но вот новый вариант. Открываем книгу В. М. Пасецкого. «Между моряками, которым впоследствии предстояло командовать кораблями Первой русской кругосветной экспедиции, установились дружеские отношения. Они посетили президента США Вашингтона. На русских офицеров эта встреча произвела неизгладимое впечатление» [Пасецкий В. М.]. И что же: с президентом США встречались вместе И. Ф. Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский?
«Вернувшись в гостиницу, Лисянский прежде всего открыл свой дневник: „…Президент Вашингтон обласкал меня таким образом, что я по гроб жизни моей должен ему остаться благодарным и всегда сказать, что не было в свете величее мужа сего. Простота его жизни и благосклонность в обхождении таковы, что в одно мгновение поражают и удивляют чувства“» [Фирсов И. И.].
У темы есть и иной «оборот». Невольно вспоминаются записи в дневнике Генриха Шлимана о встречах с президентами США и комментарии к этим записям.
«В декабре 1850 года Генрих Шлиман, взяв с собой 30 000 долларов наличными (50 000 талеров), через Амстердам и Ливерпуль отправился в США. (…) Дневник Шлимана содержит многочисленные описания, биографы доказали, что их основой были газетные публикации. Полностью были вымышлены визит в Белый дом и общение с президентом США Миллардом Филлмором – Шлиман не был ни настолько известен, ни настолько богат, чтобы президент Соединённых Штатов Америки мог заинтересоваться им» [«Шлиман, Генрих»].
18 сентября 1867 года «на пароходе „Америка“ Шлиман отбыл в Нью-Йорк … … Шлиман лично провёл маркетинговое исследование – под видом пассажира объездил дороги разных компаний по маршруту Нью-Йорк – Толидо – Кливленд – Чикаго. В результате он продал почти все свои акции (на сумму 300 000 долларов), а вырученную сумму вложил в железные дороги. В то же время сомнительны его сообщения, что он встречался с президентом США Джонсоном и генералом Улиссом Грантом» [«Шлиман, Генрих»].
Биографы Г. Шлимана более или менее дружно консолидируются: встреча с Миллардом Филлмором, якобы, выдумана Генрихом Шлиманом. Г. Шлиман был, оказывается, недостаточно значительной фигурой.
А офицер Ю. Ф. Лисянский не самого высокого воинского чина (в тот момент) был столь значительной фигурой, что имел возможность встретиться и поговорить с президентом США.
Предположим, что президенты США общаются (общались) с людьми разного социального положения.
Вернемся к описаниям первой российской кругосветной экспедиции. Пристрастность авторов, неоднозначность излагаемой информации: это «плохо» или «хорошо»? Больше, наверное, «хорошо», чем «плохо»: это означает, что к теме сохраняется интерес, что тема продолжает волновать новые поколения, что тема актуальна, интересна.
Читая различные книги о Ю. Ф. Лисянском и И. Ф. Крузенштерне, сопоставляя прочитанное, автор решил изложить некоторые свои размышления, выводы, обобщения в данном очерке.
Автор не ставил задачу реализовать своего рода «равноудаленность» по отношению к двум великим кругосветным мореплавателям. Хотя такая «равноудаленность» – в идеале – была бы желательной. И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский вошли в историю как выдающиеся люди. И. Ф. Крузенштерн сделал много полезного и для России, и для всего мира, и для мировой науки в период кругосветного плавания 1803—1806 годов и после его завершения. Вместе с тем, если в данном очерке и будет проявляться некая «несбалансированность» по отношению к участникам кругосветной экспедиции, то такая «несбалансированность» будет, все же, естественной: на аптекарских весах информацию и оценки не взвесишь.
2.«Они проектируют объехать вокруг света», «совершить больше, чем Лаперуз»
«Можете ли представить себе, что не умея и не имея средств строить суда, они проектируют объехать вокруг света. У них недостаток во всем: не могут найти для путешествия ни астронома, ни ученого, ни натуралиста, ни приличного врача. С подобным снаряжением, даже если бы матросы и офицеры были хороши, какой из всего этого может получиться толк?.. Одним словом, они берутся совершить больше, чем Лаперуз, который натолкнулся на немалые трудности, несмотря на то, что он и его сотрудники располагали значительно большими возможностями. Не надеюсь, чтобы это хорошо кончилось, и буду весьма недоволен, если мы потеряем дюжину довольно хороших офицеров, которых у нас не так-то много» (Из письма министра военно-морских сил российскому послу в Англии. Цит. по: [Фирсов И. И.]).
Первый в мире проект кругосветного плавания, наверное, сформулировал и представил для рассмотрения Фернан Магеллан на рубеже 1400-х – 1500-х годов (организованная Магелланом кругосветная экспедиция – первая в мировой истории – состоялась в 1519—1522 годах).
Россия не была отделена от западно-европейских стран непреодолимой стеной. Так или иначе, информация о планах кругосветных плаваний и об осуществлении этих планов доходила до жителей России.
20 октября 1696 года Петр I провел через Боярскую Думу предложение «Морским судам быть…". Эта дата ныне чествуется, как День основания русского регулярного военно-морского флота [Авадяева Е. Н.].
Появились люди, имевшие мореходные знания высокого уровня, появился профессиональный флот.
С того времени идея кругосветного плавания явно или латентно присутствовала в умах жителей Империи.
По версии И. И. Фирсова первый отчетливый проект организации кругосветного плавания с заходом на Камчатку возник у вице-адмирала графа Николая Головина в связи с организацией экспедиции Беринга (1732 год) [Фирсов И. И.]. В то время проект Н. Головина не нашел поддержки.
Кругосветное плавание стало реальным в царствование Екатерины II. Идею поддержал Александр Андреевич Безбородко (1747- 1799), секретарь императрицы. Вице-президент Адмиралтейств-коллегии граф Иван Григорьевич Чернышев «в 1781 году начал за свой счет снаряжение кругосветной экспедиции. Командовать кораблем должен был его генеральс-адъютант лейтенант Григорий Иванович Муловский. В сентябре 1787 года корабли экспедиции «были в полной готовности к походу». Однако «7 сентября 1787 года вышел Манифест с объявлением войны Турции». 4 октября 1787 года капитан 1-го ранга Г. И. Муловский попросил разрешения на выход в море для начала экспедиции. Ответа не последовало. 28 октября 1787 года вышел указ императрицы об отмене экспедиции. В 1789 году в ходе морских сражений со шведским флотом Г. И. Муловский погиб [Фирсов И. И.].
В ряде литературных источников авторы художественно домысливают размышления и переживания И. Ф. Крузенштерна, Ю. В. Лисянского, других моряков в связи с (готовой к осуществлению, но несостоявшейся) экспедицией Г. И. Муловского. Если идти по пути художественного моделирования, то можно предположить, во-первых, что возник «синдром Муловского» («что-то может сорваться в последний момент»), и, во-вторых, что «синдром Муловского» стал одной из причин самостоятельного (отдельно от И. Ф. Крузенштерна) безостановочного плавания Ю. Ф. Лисянского из Кантона (Китай), в Портсмут (Англия).